
Метрологическая поверка тахографа - операция, которая необходима для подтверждения соответствия средства измерения, в нашем случае тахографа, своим метрологическим характеристикам. Цифровой тахограф фиксирует пройденный путь, скорость движения автомобиля и режим труда и отдыха водителя.
Процедуру подтверждения метрологических характеристик проводят с определённой периодичностью. Перед первой установкой устройства на ТС оно обязательно поверяется — первичная поверка фиксирует, что самописец замеряет параметры движения в рамках допустимых погрешностей. Аналогичное подтверждение нужно после ремонта или другого вмешательства в конструкцию прибора. Любые манипуляции могут сказаться на результатах измерений, а значит, нужно зафиксировать эти изменения документально.
Кроме того, действующие нормативы предусматривают периодическую поверку тахографов. Производители большинства моделей устанавливают межповерочный интервал от 2 до 7 лет, но требования законов строже:
- Минимум раз в 2 года поверяют устройства международного образца (ЕСТР).
- Минимум раз в 4 года — приборы, оснащенные модулем СКЗИ.
После успешного прохождения поверки оформляется свидетельство (для калибровки — калибровочный сертификат и наклейка). Корпус прибора обязательно пломбируется: пломбы подтверждают, что после того, как систему поверили, в нее не вносились конструктивные изменения.
В РФ действует ряд законов, которые регламентируют обязательную поверку тахографов, утверждают процедуру метрологического контроля и усаливают периодичность. В первую очередь сотрудники контролирующих органов ориентируются на:
- Федеральные законы №102 (26.07.08) и № 254( 21.07.14), согласно которым бортовые самописцы приравниваются к средствам измерения.
- Приказ №1658 ФА, регламентирующий утверждённые типы средств измерений.
- Приказы МинТранса РФ № 36 и № 55 (13.02.13 и 20.02.17 соответственно), в которых содержатся требования к используемым в РФ тахографам. Именно приказ № 55 — наиболее актуальный документ: в нем содержится информация о типах бортовых самописцев, требованиях к ним, а также перечень характеристик, которые проверяют при калибровке и поверке.
Согласно приказу № 55, поверять нужно:
- Тахографы, эксплуатация которых разрешена законом на территории РФ.
- Устройства, которые работают с блоками СКЗ типов НКМ-К и НКМ-2.
Другое оборудование в поверке не нуждается по очевидной причине — его просто нельзя эксплуатировать в Российской Федерации.